Монашеская секция Рождественских чтений

14 декабря 2019 года во Введенском храме монастыря прошло заседание Монашеской секции региональных Рождественских чтений.
Собравшихся в храме монашествующих Орловской епархии возглавил наместник Орловского Успенского мужского монастыря игумен Кирилл. Выступили с докладами наместник монастыря во имя священномученика Кукши иеромонах Иоанн и настоятельница нашей, принимающей гостей обители игумения Олимпиада. Для участия в общем деле прибыла также игумения Евфалия с сестрами Болховского Троицкого Оптина монастыря.

Доклад матушки игумении Олимпиады, по благословению священноначалия, был посвящен теме:

Подвиг в жизни монаха

(Борьба со страстями — война в мирных условиях)

Досточтимые отцы, братия и сестры!

Монах, по замечанию преподобного Ефрема Сирина, подобен воину, идущему на брань; монах при пострижении снаряжается перед битвой. Даже само «Последование малого образа, еже есть мантия» похоже на армейский обряд принесения присяги. Давая обеты, монах свидетельствует перед Богом свое намерение сражаться на Его стороне против духов злобы поднебесной. Демобилизация не предусмотрена: постриг нельзя зачеркнуть ни женитьбой, ни переменой намерений.

Особая форма отличает монахов как людей долга, поставленных на служение Богу, подобно форме армейской. Все мы, здесь собравшиеся, помним, что в чине  пострижения монашеские одежды постоянно сравниваются с оружием, помним, какое Апостольское чтение усвоено чинопоследованию монашеского пострига.

«Бра́тие, возмога́йте о Го́споде, и в держа́ве кре́пости Его́. Облецы́теся во вся ору́жия Бо́жия, я́ко возмощи́ вам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским. Я́ко несть на́ша брань к кро́ви и пло́ти, но к нача́лом и ко власте́м, и к миродержи́телем тьмы ве́ка сего́, к духово́м зло́бы поднебе́сным. Сего́ ра́ди приими́те вся ору́жия Бо́жия, да возмо́жете проти́витися в день лют, и вся соде́явше ста́ти. Ста́ните у́бо препоя́сани чресла́ ва́ша и́стиною, и обо́лкшеся в броня́ пра́вды, и обу́вше но́зе во угото́вание благовествова́ния ми́ра. Над все́ми же восприи́мше щит ве́ры, в не́мже возмо́жете вся стре́лы лука́ваго разжже́нныя угаси́ти. И шлем спасе́ния восприими́те, и меч духо́вный, и́же есть глаго́л Бо́жий.

Итак, всех нас записал Апостол в воинскую службу Христову, и всем раздает оружие по роду сей службы. Оружия эти он называет Божиими, потому что они устрояются не человеческим искусством и силою, но даруются нам благодатию Божией.

Воин препоясуется, чтобы связать одежду, скрепить тело, и тем крепче и свободнее действовать. Нашим препоясанием должна быть истина:  мы должны познавать истину, держаться истины, связывать истиной наши мысли, склонности, желания. В таком препоясании мы можем духовно действовать крепко и свободно, не разслабевая леностию, не претыкаясь соблазном, не колеблясь лжеучениями и не падая в грех и в порок.

Воин облекается в броню, чтобы оружие врага не могло ранить его, хотя бы и прикоснулось к нему. Нашей бронёй да будет правда, честность, добродетель. Правая совесть сохранит нас внутренно невредимыми, хотя бы внешне и приразилась к нам клевета или несправедливость.

Воин, обуваясь, становится готовым твердой и невредимой ногой идти против врага. Нам вместо обуви да будет готовность идти на всякое порученное благое дело, идти, чтобы благовествовать мир Христов, побеждающий всякую вражду и разногласие.

Воин берет щит, чтобы не допускать до своего тела стрел врага. И в нас, монахов, невидимый враг направляет стрелы, острые и палящие – невидимые стрелы сомнений, страстей и вожделений. Но нас ограждает щит веры — крест Христов: крестное знамение и непрестанное памятование о крестных страданиях Христовых.

Воин шлемом охраняет от ран голову, потому что именно для неё ранения наиболее опасны. И мы призваны охранять наш ум шлемом спасения или, как полнее изъяснился Апостол в другом послании, шлемом упования спасения. Какия бы ни встретились трудности или опасности, упование на Бога не должно допустить до души нашей духа уныния, за которым могло бы последовать и смертоносное отчаяние.

Воин, поражает врага мечом. И мы, монахи, должны вооружаться мечом духовным — глаголом Божиим: держать его всегда в памяти и в сердце, обучить себя самих навыку мгновенно обращать острие слова Божия против всякого беззакония: и никакая сила врага, никакая хитрость вражия будет нам не страшна.

Таковы оружия Божия, таковы наши одеяния. Следуя слову преподобного аввы Дорофея, обращенному к монашествующим, «будем жить сообразно с одеянием нашим, чтобы, как сказали отцы, не оказалось, что мы носим чуждое одеяние».

 Чем отличается звание воинов, чем добрый воин приобретает преимущество пред другими, право на уважение и почести? – Особенными трудами, лишениями, подвигами, соединенными с готовностью пожертвовать жизнью за исполнение своего долга. Подобное сему в воине Христовом Апостол называет злостраданием. Злопостражди, говорит Апостол, яко добр воин Иucyc-Xpиcmoв.

Что значит: злопостражди? Среди покоя других воин бодрствует на страже. Он жертвует своим покоем, чтобы охранить безопасность, чтобы нападение вражие не застало бы врасплох, в неготовности, которая многократно увеличила бы опасность.

Надобно и нам, Христовым воинам, с трудом бодрствовать на страже веры и совести, на страже спасения. Предавшись дремоте беспечности и мечтам чувственности, падали даже избранные подвижники добродетели, внезапно уязвлённые стрелами лукавого. Надобно нам постоянно иметь в мыслях и в действии повеления нашего Началовождя: бдите и молитеся, да не внидете в напасть.

Воин, то в трудных походах, то в продолжительных сражениях, должен переносить холод, непогоду, зной, голод, жажду, утомление, боль, и всё это побеждать силою духа, без чего не совершить бы ему подвига, и не победить бы врага. Подобно сему и монах должен уметь переносить трудности, лишения, скорби, чтобы совершить духовные подвиги, чтобы приобретать победы над страстями. Глад и жажду чувственных желаний он должен не столько удовлетворять, сколько преодолевать и умерщвлять. Он должен отвергать удовольствия, которые развлекают и ослабляют дух, и особенно те, которые оскорбляют нравственное чувство и совесть. Монах должен охотно переносить скорби, начиная от скорби покаяния, чтобы превозмогать искушения, чтобы приобретать добродетели.

Только совершенная готовность пожертвовать жизнью за Царя своего делает воина бесстрашным и непоколебимым в подвиге, способным к победе. Так и совершенная готовность пожертвовать всем за Царя-Христа, за сохранение веры в Него, за соблюдение заповедей Его — делает монаха добрым воином Ииcyc Xpиcmoвым, способным неколеблемо стоять против врагов видимых и невидимых, победить всё сопротивное, достигнуть венца нетленного. Сие значат слова Христовы: иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю.

Если воин не переносил трудностей брани, если не стоял твердо в сражении лицом к лицу со смертию — станем ли мы хвалить его твердость и мужество? Если монах не стоял против искушений с готовностью всё претерпеть, чтобы только не изменить своему званию — как стяжать ему сильную и высокую добродетель? Кто не переносил скорбей и бед — у того как воспитается терпение?

Итак, трудности, лишения, самопожертвование составляют некоторую потребность добродетели. Так говорил Апостол, когда особенным явлением спасения в Христианах признавал то, что им даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати.

Дар совершенно пострадать и умереть за Христа и Его веру есть дар высокий для высоких душ. Поревнуем, чтобы хотя низшия степени сего дара не были нам чужды! Когда нам предлежит хотя малый подвиг веры, дело правды, дело послушания, терпения, молитвы — но для сего надобно употребить трудныя усилия или понести лишения — не поколеблемся. Возбудим себя увещанием Апостольским: ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус-Христов. С пожертвованием собственнаго покоя, выгоды, удовольствия совершим подвиг веры, добродетели – и он соблюдет нам венец правды, его же воздаст Господь, праведный Судия, всем возлюбльшим Его.

(В докладе использованы:
Послание апостола Павла к Ефесянам. Гл. 6.
Чинопоследование монашеского пострижения.
Святитель Московский Филарет (Дроздов). Слово на память преподобнаго Сергия, Радонежского чудотворца.
Авва Дорофей. Душеполезные поучения.Материалы интернет-ресурсов)

просмотры(56)