Архиепископ. В миру Василий Константинович Зверев. Родился 18 февраля 1878 года в семье священника, который служил сначала в храме села Вишняки под Москвой, а затем был назначен настоятелем храма Александра Невского при доме московского губернатора. После убийства генерал-губернатора Москвы, Великого Князя Сергея Александровича, отец Константин перешел служить в Сергиевский храм при Чудовом монастыре в Кремле. Ребенком Василий любил играть в церковную службу. В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году Василий Константинович подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии, и после проверочных испытаний совет Казанской Духовной академии постановил принять его в число студентов. Через год он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую Духовную семинарию. Молодой, талантливый преподаватель, обладающий истинно христианскими добродетелями, покорил сердца семинаристов и стал образцом для подражания многих будущих пастырей России, на долю которых выпали тяжелейшие испытания. В 1903 году он был переведен в Князь-Владимирскую церковь при московском епархиальном доме с определением на должность епархиального миссионера. В 1907 году иеромонах Петр стал инспектором Новгородской Духовной семинарии. В июне 1909 года Св. Синод постановил назначить иеромонаха Петра на должность настоятеля Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии. В воскресенье 8 августа 1910 года епископ Парфений (Левицкий) возвел игумена Петра в сан архимандрита. С самого начала военных действий в 1914 году в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет на двенадцать кроватей, из которых пять были на полном содержании монастыря. В 1916 году отце Петр уехал проповедником на фронт, где пробыл до февральской революции 1917 года. В 1917 году архимандрит Петр был назначен настоятелем Успенского монастыря в Твери. Здесь ему впервые пришлось испытать тяготу неволи: он был заключен в тюрьму в качестве заложника. 15 февраля 1919 года, в праздник Сретения Господня, архимандрит Петр был хиротонисан святым Патриархом Тихоном во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В Нижнем Новгороде епископ поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Когда в мае 1921 года власти арестовали епископа, рабочие объявили забастовку и бастовали три дня. Власти пообещали рабочим, что отпустят архиерея, но вместо этого отправили его в Москву в ЧК на Лубянку. Его обвинили в разжигании религиозного фанатизма в политических целях. С Лубянки епископа перевели в Бутырскую тюрьму, затем – в Таганскую. В конце июля епископа Петра назначили на этап в Петроград. В Петроградской тюрьме епископ Петр пробыл до 4 января 1922 года и в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, был освобожден и уехал в Москву. Всенощную и Литургию на Рождество Христово он служил в храме Марфо-Мариинской обители, а на второй день праздника – в храме Христа Спасителя. В Москве он получил от Патриарха назначение быть епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Уехав в Тверь, владыка поселился в Успенском Желтиковом монастыре, где в 1918 году был настоятелем. Народ помнил его и встретил с радостью. Весной 1922 года стали очевидны для всех размеры нового бедствия – голода, постигшего Нижнее Поволжье, и епископ Петр решил, не ожидая ни разрешения властей светских, ни каких-либо распоряжений властей церковных, оказать посильную помощь голодающему населению. Он сам отдал в пользу голодающих все сколько-нибудь ценные вещи из храма. Летом 1922 года начался обновленческий раскол; раскольники при поддержке советских властей принялись за разрушение Церкви. Епископ Петр немедленно таковых запретил в священнослужении, предав факт запрещения широкой огласке, чтобы предупредить православных мирян об опасности отпадения их от Церкви. 24 ноября 1922 года епископ был арестован. 26 февраля 1923 года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила епископа Петра к ссылке в Туркестан на два года. В середине марта, на пятой неделе Великого Поста, на «стояние Марии Египетской», епископа Петра, в составе большого этапа, отправили в Ташкент. В апреле этап прибыл в Ташкентскую тюрьму. В Пасхальный Четверг все были вызваны их тюрьмы в комендатуру ГПУ. Здесь осужденным было объявлено, кому куда следовать дальше. Епископу Петру было назначено ехать в Перовск. В 1923 году был освобожден из заключения Патриарх Тихон; он подал властям список архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 года, уже после смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем патриаршего престола святым митрополитом Петром он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда 84 года. Епископ Петр служил в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, но чаще он служил в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, при котором и жил. Епископ пробыл в Воронеже до осени 1925 года, когда был вызван в Москву к Тучкову. 23 ноября, попрощавшись с воронежской паствой, он отбыл в Москву. 6 января 1926 года, в канун Рождества Христова, скончался митрополит Воронежский Владимир. Епископ Петр приехал 10 января и вместе с прибывшим на погребение митрополитом Курским и Обоянским Нафанаилом (Троицким) отпевал почившего митрополита. Погребение митрополита Владимира, которое собрало множество верующих, переросло в народное собрание, единодушно пожелавшее, чтобы преосвященный Петр взошел на Воронежскую кафедру. 12 января уполномоченные православных приходов Воронежской епархии направили епископу Петру заявление с предложением занять кафедру, на которое он дал свое согласие. После народного собрания на воронежскую кафедру епископ уехал в Москву, чтобы получить подтверждение народного выбора от священноначалия. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий признал это избрание и назначил епископа Петра на Воронежскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. Благодать Божия через своего избранника видимо попаляла ложь, лицемерие и лукавство обновленческого движения, и обновленцы немало предпринимали усилий, чтобы удалить архиепископа из Воронежа, действуя через светские власти. При высокопреосвященном Петре началось возвращение храмов из обновленчества в православие. Чин принятия духовенства архиепископ совершал с большой торжественностью. Священники, принесшие покаяние, не сразу допускались к служению, им архиепископ благословлял первое время оставаться на клиросе. Перед началом богослужения обновленческие храмы вновь освящались. Во всех возвращающихся в православие церквях архиепископа Петра встречали с крестным ходом, с хоругвями, при огромном стечении народа. Все это вызывало гнев обновленцев, у которых оставалось все меньше церквей. Архиепископа Петра стали вызывать на допросы в ОГПУ. Держался он при этих визитах спокойно. В конце 1926 года, в первый день Рождественского поста, к нему явились сотрудники ОГПУ для проведения обыска и ареста. После обыска архиепископ Петр был немедленно доставлен в ОГПУ. Утром весть об аресте архиерея разнеслась по городу, и многие пошли к зданию тюрьмы, чтобы узнать о судьбе своего архипастыря. Они увидели его только вечером, когда стража вывела архиепископа из здания и посадила в автомобиль, чтобы везти на вокзал. В конце марта следствие было закончено, 4 апреля Коллегия ОГПУ приговорила архиепископа к десяти годам заключения в концлагере. Этап на Соловки отправляли с Ярославского вокзала. Весной 1927 года архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь. Здесь он работал сторожем. В то время в Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных Соловецких монахов, и молитва за службами в храме была огромным дня него утешением. Осенью 1928 года на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928-29 года умерло пятьсот человек. Были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня сразу за монастырским кладбищем, и туда складывали всю зиму умерших, а сверху ямы закрывали лапником. В январе 1929 года архиепископ Петр заболел тифом и был увезен в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра, он услышал шум, как бы от взлетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. В тот же день в семь часов вечера владыка скончался. Погребение было назначено на воскресенье 10 февраля. Разрешение на участие в похоронах получили три священника и двое мирян, однако не позволено было торжественного совершения отпевания и погребения в облачении. Отпевание владыки было совершено в канцелярии хозяйственной части, а затем гроб и крест отвезли на Голгофу. Облачили владыку в лиловую новую мантию, клобук, омофор, дали в руки крест, четки и Евангелие и совершили отпевание. Перед тем как вложить в руку владыки разрешительную молитву, все три священник расписались на ней. На отпевание собралось около двадцати человек. Один из хоронивших архиепископа священников рассказывал впоследствии, что когда зарыли могилу, над ней стал, виден столп света и в нем явился владыка и благословил их. 17 июня 1999 года мощи священномученика Петра были обретены и ныне находятся в Спасо-Преображенском ставропигиальном Соловецком мужском монастыре. Священномученик. Память 25 января. Новомуч.
просмотры(260)