история монастыря
1686 г. – основание монастыря
1686 г. – Начал строиться на Орле городе на церковной земле сгоревшего храма во имя Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев девичий монастырь, и Божьим изволением на том монастыре церковь построена и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. По наименованию главной церкви монастырь получил название Введенский.
Монастырь в 17 веке. Рисунок В.Неделина. Иллюстрация с форзаца книги «Летопись Орловского Введенского монастыря» (2013).
1769–1770 гг. – над вратами построена Тихвинская церковь
С 1821 по 1845 г. монастырем управляла схиигумения Серафима (Соковнина), подвижница благочестия, которая со смирением, любовью и строгостью пасла вверенные ей души. Неся игуменское служение, она не оставляла подвигов постничества, нестяжания, безмолвия и своей подвижнической жизнью подавала насельницам лучший пример всецелого горения души к Богу. Чуждая всякого саможаления жизнь ее вызывала изумление людей прежнего ее круга – богатых дворян, сановников и литераторов – и удивила даже императрицу Александру, пожелавшую в 1837 г. посетить келью игуменьи-схимницы. Матушка явилась великой молитвенницей, в предстательство которой свято верили насельницы монастыря (верят и сейчас – и документы о житии схиигумении Серафимы переданы в Синодальную Комиссию по канонизации святых).
Иллюстрация из книги «Жизнеописание схиигумении Серафимы, настоятельницы Орловского Введенского монастыря», изданной трудами насельниц обители в 2003 г.
В первой трети ХIХ в. Введенский монастырь приобрел благоустроенный вид и был обнесен каменными стенами с четырьмя угловыми башнями. В центре стояла заново отстроенная из камня Введенская церковь с колокольней, над святыми вратами возвышалась Тихвинская церковь. На территории монастыря имелось около 75 деревянных монашеских келлий (отдельных деревянных домиков). Благодаря многочисленным пожертвованиям и благожелательному отношению со стороны жителей г. Орла женская обитель к концу 1830-х годов стала украшением города.
1843 г. – пожар монастыря
Страшный пожар, опустошивший дотла Введенский монастырь в 1843 г., стал событием, прервавшим и изменившим всю его последующую историю. В одну ночь 200 насельниц остались без крова. При общей скорби граждан о постигшем город сильном опустошении от огня, наибольшее сокрушение обращено было на обитель, которая подверглась полному и столь внезапному разорению. Единое желание всех таково, чтобы Господь восстановил обитель Пречистой Матери Своей в прежнем благолепии. Сестры явили тогда преданную любовь к своему монастырю, не согласившись перейти в другие епархии, но в течение нескольких лет жили в нужде в богадельнях, ожидая решения епархиального начальства.
1844 г. – избрано новое место для построения девичьего монастыря за городом Орлом возле приходской Христорождественской церкви с колокольней (построена в 1801–1822 гг.). Место это, довольно уединенное, расположенное на высоком берегу реки Оки, с обширной площадью вокруг уже готового храма, было признано весьма удобным для восстановления на нем монастыря, – о чем и последовал Указ Синода.
Колокольня Христорождественской церкви. Фотооткрытка рубежа 19-20 веков.
1848 г. – состоялось торжественное официальное открытие возрожденного Введенского монастыря.
1865 г. – достроена надвратная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Освящал ее епископ Орловский Поликарп, муж высокой жизни, «аскет на архиерейской кафедре». Фреска с изображением его небесного покровителя сщмч. Поликарпа Смирнского единственная уцелела в года безбожия и ныне украшает стену храма.
1860-е гг. – Введенский монастырь продолжал достраиваться, число частных монашеских келий вновь доходит до 75. В этот период монастырь становится общежительным – не без скорбей и с молитвенной помощью Оптинских старцев, к которым игумения и сестры обращались за советом.
1870 г. – построено деревянное здание трапезной, заведены больница, богадельня, лазарет и гостеприимный дом внутри монастыря. Последний позже был обращен в школу для девочек, преимущественно из бедных семей и из духовного звания. Школа в обители получила название Свято-Ольгинской двухклассной приходской. Преподавали в ней монастырские священники и сестры, обучение было бесплатным, а число учениц достигало 120 человек.
1885 г. – построен и освящен каменный храм-усыпальница в честь Воскресения Словущего.
1887 г. – освящен храм во имя Живоначальной Троицы, устроенный в нижнем этаже надвратной Тихвинской церкви. В этом храме были положены в склепе останки схиигумении Серафимы (Соковниной), перенесенные с кладбища по многочисленным просьбам сестер, почитавших Матушку как небесную покровительницу обители и желавших молиться у ее гробницы.
Иконостас Троицкой церкви-усыпальницы. Фото 1891 года
В том же 1887 г. устроено Афанасьевское кладбище. Теперь оно городское, изначально же было только монастырским, получив название по тому первому погосту, на котором обитель открылась в 17 веке. Все работы по созданию кладбища проведены в кратчайший срок – полтора месяца.
1895 г. – освящена Воскресенская церковь на Афанасьевском кладбище, строительству которой содействовала Екатерина Духонина, духовная дочь прав. Иоанна Кронштадтского и игумении Введенского монастыря Антонии (Соколовой), оставившая о них свои воспоминания.
Вид на Афанасьевское кладбище. Фото 1903 года
1902 г. – состоялось открытие нового здания школы, ставшей одной из наиболее благоустроенных в городе (при том, что содержалась исключительно на монастырские средства). Девочек учили, в том числе, тонкому рукоделию, поскольку одна из характерных сторон монашеского бытия – занятия вышиванием, золотошвейные работы, изготовление вещей из бисера.
К началу 1900-х гг. Введенский монастырь полностью благоустроен и считался лучшей обителью Орловской епархии. В ведомости 1901 г. сообщалось, что в монастыре 583 насельницы: 80 мантийных монахинь, 277 рясофорных, 224 живущих на испытании.
Общий вид монастыря. Фотооткрытка нач. 20 века
Монастырь посещали – императрица Елизавета Петровна (в 1744 г.), императрица Екатерина Великая (в 1787 г.), императрица Александра Федоровна (в 1837 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей келейницей инокиней Варварой – преподобномученицы Елисавета и Варвара, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, духовный писатель Сергей Нилус.
Одна из насельниц обители на рубеже XIX-XX веков привлекала к монастырю внимание любителей литературы: затворницу схимонахиню Макарию (Коротневу) и сейчас литературоведы считают наиболее вероятным прототипом тургеневской Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо».
Келлия схимонахини Макарии (Коротневой) после ее смерти стала музеем. Рисунок И.С.Комягинского.
1923 г. – закрытие монастыря
В 1923 г., при последней игумении Алексии (Тимашевой-Беринг), монастырь был закрыт и разорен. В это тяжелое время сестрам много помогал духовным советом Орловский епископ священномученик Серафим (Остроумов). Уникальные фотодокументы и исторические сведения об истории Орловской епархии в 1920–1930-е годы, о жизни насельниц женского монастыря после его закрытия в 1923 году опубликованы в 2008 г. в книге «Праведный верою будет жив». Книга составлена сестрами обители на основании архивных документов и достоверных письменных и устных свидетельств.
Священномученик Серафим (Остроумов) со священниками и сестрами Введенского монастыря.
В 1932 г. игумения Алексия выслана из Орла, в 1940 г. после ссылки вновь арестована в Вологде, в 1941 г. скончалась в тюремной больнице в возрасте 75 лет. Отрывки из духовных дневников и писем Матушки (в схиме – Евгении) также вошли в упомянутую книгу.
Игумения Алексия (Тимашева-Беринг). 1920 год.
Схиигумения Евгения – заключенная Тимашева. 1940 год.
В 1937 г. арестовано и выслано в лагеря больше ста бывших насельниц Введенской обители, продолжавших жить в Орле небольшими монашескими общинами. Глава этого «нелегального монастыря» – монахиня Кира (Нарышкина) – была настолько любима сестрами, что они подражали ей во всем, «даже в том, как ходит, как держит руки». Монахиня Кира расстреляна 27 ноября 1937 г. Расстрелян и последний духовник сестер протоиерей Павел Святицкий. Вечная память!
Послушница Александра Нарышкина – будущая монахиня Кира.
Протоиерей Павел Святицкий.
1949 г. – в бывшем монастыре стала хозяином артель Коопремонт. В Воскресенской церкви-усыпальнице размещался обувной валяльный цех и склад.
С 1965 г. здесь находится Орловский завод резинотехнических изделий, который занял часть территории монастыря, здания Тихвинской надвратной церкви и Воскресенской церкви-усыпальницы. Две едва уцелевшие угловые башни-часовни стали трансформаторной будкой и пивным ларьком.
К началу 1990-х гг. на бывшей территории монастыря сохранились здания школы и странноприимного дома и 37 монашеских домиков-келлий – уникальная жилая монастырская типовая застройка. Живут в них мирские люди.
1993 г. – возрождение монастыря
В 1993 г. по благословению преосвященного Паисия, епископа Орловского и Ливенского, разрушенный монастырь начал восстанавливаться. Тихвинская надвратная церковь отремонтирована и освящена 22 декабря 1994 г.
Первый постриг был совершен 27 мая 1995 г., в мантию пострижена нынешняя настоятельница монастыря игумения Олимпиада, две сестры приняли иночество.
На сегодняшний день отреставрированы Тихвинский храм и церковь Воскресения Словущего, часовня во имя преподобномученицы Елисаветы; отремонтированы старый келейный корпус с просфорней, трапезная, насосная станция.
Завершено строительство монастырской ограды. Построены трехэтажный сестринский корпус и здание воскресной школы с трапезной для детей и гостевыми кельями для паломниц. Постоянно ведутся работы по благоустройству монастырской и прилегающей к монастырю территории, сильно обезображенной заводом (полностью выехавшим с монастырской земли лишь в 2000 г.). Посажены фруктовые деревья и кустарники, разбиты цветники.
В монастыре имеется общедоступная библиотека православной литературы, детская воскресная школа, музыкальный класс, просфорня, иконописная, издательская и швейная мастерские.
Организовано подсобное хозяйство в деревне Ивановка: построен дом для проживания сестер, в котором 4 октября 2001 г. освящена домовая церковь в честь Новомучеников и исповедников Российских. Ведутся отделочные работы во втором келейном корпусе с хозяйственными помещениями. Сестры, живущие на подворье, ухаживают за коровами, овцами, курами, обрабатывают огород, трудятся на пасеке.
В 2013 г. вышла в свет «Летопись Орловского Введенского монастыря»,
подготовленная к изданию насельницами обители. Книга была высоко оценена орловскими краеведами как «замечательный вклад в создание духовной Летописи нашего Отечества» и получила премию «Орловская книга-2013» в номинации «Лучший издательский проект».
В этой обширной «Летописи», которую можно приобрести в церковной лавке нашего монастыря, последовательно изложена трехвековая история монастыря от основания до наших дней. В судьбе монастыря преломилась духовная история всего государства и Православной Церкви, в ней отразились все важнейшие события жизни большого губернского города, жители которого – известные дворяне, меценаты, литераторы и скромные крестьяне, мещане, разночинцы – притекали к обители, молясь у ее святынь, в поисках духовного утешения. Введенский монастырь не раз восставал из руин, из пепла пожара, и его история несет богатый опыт строительства внешнего и внутреннего, являя бесценные свидетельства дивных путей Промысла Божия в маленьких событиях жизни и в негромких деяниях вверившихся Ему душ.
просмотры(6543)