Лев Оптинский (Наголкин)

Иеросхимонах. Родился в г. Карачеве Орловской губернии в 1768 году и во святом Крещении был наречен Львом. На двадцать девятом году жизни, в 1797 году, оставил Лев Данилович многомятежную и суетную мирскую жизнь и поступил в иноческую обитель – Введенскую Оптину пустынь. Через два года, повинуясь неудержимому желанию обучаться жизни духовной, он перешел в пустынную Белобережскую обитель Орловской губернии, так как настоятельствовал там в то время старец высокой духовной жизни Василий Кишкин, немалое время подвизавшийся на святой Афонской горе. В 1801 году послушник Лев был пострижен в монашество и наречен Леонидом. Вскоре , 22 декабря того же года, его рукоположили в сан иеродиакона, а 24 декабря – в сан иеромонаха. Столь скорым посвящением и вниманием настоятеля «не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои». Когда игумен Белобережской пустыни отец Василий оставил начальствующую должность, братия единодушно согласились иметь настоятелем о Леонида. Было это в 1804 году. Начальственная должность не изменила крайне простого образа жизни преподобного. До занятия настоятельской должности отец Леонид временно пребывал в Чолнском монастыре Орловской губернии, где в то время поселился только что прибывший из Молдавии схимонах Феодор, ученик преподобного Паисия, архимандрита Молдо-Влахийских монастырей. Смиренный старец Феодор очень тяготился славою о добродетелях его и подвигах, а также беспокойством от многих посетителей, нарушавших безмолвие пустынной жизни. Сразу же после назначения отца Леонида настоятелем в Белобережской пустыни отец Феодор перешел к нему на жительство для удобнейшего молитвенного служения Господу. Преподобный обрадовался приходу своего возлюбленного наставника как обретению великого сокровища. Не по сердцу была отцу Леониду многозаботливая настоятельская жизнь, и в скором времени, в 1808 году, сложив с себя настоятельство, поселился он в уединенной келлии в глуши леса, в двух верстах от обители вместе с двумя подвижниками, отцами Феодором и Клеопою. Так подвизались сии три великих мужа в пустынном безмолвии, в трудах, посте и богомыслии. Здесь преподобный отец наш Леонид принял келейное пострижение в великий ангельский образ – схиму с именем Лев. В скором времени было открыто людям место подвигов пустыннолюбивых старцев, и к дверям их келлии стали стекаться тысячи посетителей. В 1811 году старцы переселились в пустынный Всехсвятский скит Валаамского монастыря. Около шести лет пребывали три доблестных подвижника на Валааме. Враг рода человеческого, видя сие, воздвиг сильное гонение и клевету на старцев, восстановив против них и самого настоятеля – отеческая ко всем любовь их, общительность и свобода в обращении представлялись ему непокорством и вмешательством в его управление. Но Господь не оставил верных рабов Своих, и произведенное расследование явило всем святость старцев и духовную мудрость их. Святые мужи были оправданы, а Диавол посрамлен. В июне 1817 года перебрались старцы Феодор и Лев в Александро-Свирский монастырь. На Валааме 19 мая 1816 года окончил свое земное поприще блаженный Клеопа, а за ним 7 апреля 1822 года, предал свою святую душу Господу и великий старец Феодор. Оплакав и предав земле тело любимого отца, преподобный Лев оставил обитель и некоторое время пробыл в Площанской Богородицкой пустыни Орловской губернии. Устроилось это по особому промышлению Божию. В сей обители давно подвизался иеромонах Макарий (Иванов). Скорбя о своем духовном сиротстве, блаженный сей инок усиленно молил Господа послать ему наставника с даром духовного рассуждения. Прибытие 6 декабря 1828 года в Площанскую пустынь преподобного Льва и было ответом на эту молитву. Сей даровитый инок стал преданнейшим духовным сыном преподобного, ближайшим помощником и преемником его по старчеству. Наконец, во всеоружии духовной силы вышел преподобный отец наш Лев на новое великое служение – в Оптиной пустыни. Переселился туда преподобный в 1829 году с шестью учениками, среди которых был и будущий великий святитель Игнатий (Брянчанинов). Дух старчества принес в богохранимую обитель Оптину преподобный отец наш Лев. Настоятельствовавший в это время в Оптиной пустыни преподобный Моисей много и усердно молился Богу о послании в его обитель духовно опытного старца. И вот, водимый Промысло Божиим, прибыл и принят был оптинцами с великой радостью старец Лев. Преподобный Моисей поручил его руководству всех жительствовавших в обитель братий. Да и сам подчинился духовному водительству старца. Последним тяжелым испытанием была предсмертная болезнь старца Льва. Длилась она недель пять. С первых чисел сентября 1841 года он стал заметно ослабевать. Но никакой помощи от врачей не принимал, все упование свое возложив на ЕдиногоВрача душ и телес. Пищи в последние дни вовсе не вкушал, укреплял его один только Небесный Хлеб – Пречистые Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. 15 сентября он был соборован при большом стечении братии, любившей его. С этого дня старец особенно стал готовиться к кончине. 28 сентября, приобщившись Святых Таин, пожелал, чтобы пропели канон на исход души. Настала суббота 11 октября. Старец благословил всех окружавших его и сказал: «Ныне со мною». С молитвой на устах предал дух свой Богу приснопамятный Оптинский старец Лев 11 октября 1841 года. Тело преподобного стояло в соборном храме три дня, нисколько не издавая запаха тления. Оно согрело всю одежду и даже нижнюю доску гроба. Руки его были мягки как у живого, и имели особенную белизну. Погребен был преподобный Лев близ соборной Введенской церкви за приделом Святителя Николая Чудотворца. Преподобный. Память 11 октября и 27 декабря. Оптин., Брян.

просмотры(422)