Макарий (Глухарев)

Архимандрит. В святом Крещении Михаил, родился 30 октября 1792 года в городе Вязьма Смоленской губернии в семье приходского священника Иакова Глухарева и жены его Агафьи. Первоначальное образование Мша получил в родной семье. Руководимый отцом и имея яркие способности, мальчик уже в семь лет мог свободно делать переводы с русского языка на латинский. Такие успехи дали ему возможность на восьмом году жизни поступить сразу в третий класс Вяземской Духовной школы. 1 сентября 1800 года отец отдает Михаила в Смоленскую Духовную семинарию. В Смоленской семинарии Михаил Глухарев обучался до 1813 года. В 1813 году он назначается учителем латинского языка, правописания и чистописания этой же семинарии, но учителем был недолго. По синодальному указу от 22 мая 1814 года для образования второго курса Петербургской Духовной академии учитель Михаил Глухарев отправлен на деньги семинарии в Петербург. Благочестивый, скромный, благовоспитанный и в то же время подвижный, живой и несколько восторженный Глухарев сразу привлек внимание ректора Петербургской академии архимандрита Филарета (Дроздова), будущего святителя Московского. С первых дней полюбил он Михаила за отличные успехи и добрую нравственность, но, видя в нем будущего проповедника, воспитывал в нем терпение, смирение и кротость нарочитой строгостью. И ректор Филарет и родной батюшка видели в нем монаха, но Михаил все еще колебался в выборе пути. В сентябре 1817 года он был назначен инспектором в Екатеринославскую Духовную семинарию. Два вещих сна, которым Михаил Глухарев придавал большое значение, повлияли на него так, что 29 января 1818 года он подал прошение о пострижении. 24 июня 1818 года постриг над ним совершил Екатеринославский епископ Иов (Потемкин). На следующий день новопостриженный инок Макарий был рукоположен в сан иеродиакона, а еще через 3 дня – в иеромонаха. В начале 1821 года он просит тогда уже архиепископа Филарета (Дроздова) о переводе к любому, но более смиренному ректору, но вместо этого его ставят ректором Костромской семинарии, в которую он прибыл 20 апреля 1821 года. Затем он переводится в Глинскую пустынь Курской губернии. Попав 26 декабря 1825 года в удаленную от мирского шума обитель, архимандрит Макарий сразу почувствовал успокоение и истинное умиротворение. Настоятелем здесь был игумен Филарет (Данилевский). Так прожил он в тишине и спокойствии, занимаясь учеными работами до 1829 года. 3 апреля 1829 года в Глинской пустыни был получен указ, приглашающий желающих ехать в открывшуюся Тобольскую миссию. Настоятель пустыни о. Филарет не только намерение о. Макария стать миссионером, но и благословил его на этот подвиг. Получив разрешение Св. Синода, отец Макарий 18 июня 1829 года отправляется  в Москву, а затем, после встречи с митрополитом Филаретом (Дроздовым), выезжает 1 сентября в Тобольск для занятия миссионерской деятельностью. В Тобольск архимандрит Макарий прибыл 30 сентября. Слабость здоровья для севера и предварительное знакомство с языком тюркской группы побудило отца Макарий выбрать юг, точнее Киргизские степи (современный Казахстан). Но в степи о. Макария не пустили власти на основании правительственного указа, запрещающего там всякую христианскую проповедь. Так окончательным направлением для архимандрита Макарий определился Алтай. 3 августа 1830 года Миссия в составе начальника и двух сотрудников – Тобльских семинаристов Волкова и Попова выехала из Тобольска и 29 августа прибыла в Бийск, который становится резиденцией и одним из центров Миссии, наряду с впоследствии обжитыми Улалой (Горно-Алтайском) и Маймой. Первое крещение миссионеры совершили уже 7 сентября 1830 года. Эта дата считается днем основания Алтайской Духовной Миссии. 3 февраля 1838 года преподобный Макарий подал епископу Агапиту прошение о поездке в Петербург для лечения. В 1856 году был официально возобновлен труд перевода Библии, перевод архимандрита Макария напечатали в московском «Православном обозрении» за 1860-1867 гг. 25 декабря 1842 года из Бийска преподобный Макарий посылает прошение об увольнении от дел Миссии в связи с усиливающимися болезнями и о дозволении ему отправиться в Иерусалим: в нем он хотел провести остаток своих дней. Лишь 16 июня 1843 года о. Макарий был уволен Св. Синодом от начальствования над Алтайской Духовной Миссией и определен настоятелем Болховского Оптина монастыря Орловской епархии. После короткой остановки в Тобольске и двухмесячного пребывания в Москве, о. Макарий ночью с 15 на 16 ноября 1844 года прибыл в Болховский Троицкий Оптин монастырь как его настоятель и тотчас совершил с братией молебное пение. Очутившись вместо Святой земли в Орловской епархии, преподобный Макарий нашел, что и тут широкая нива для миссионерства. «Не излишне миссионерствовать и среди православных», — говаривал святитель Московский Филарет. Оказалось, что даже городской глава Болхова не знал Символа Веры, а знал только «Вотчу» («Отче наш»). Глубокое невежество жителей города страшно взволновало отца Макария и мысль, что это глубокое невежество отдаляет от Бога целый город, подняла в отце Макарии остаток сил, чтобы оставшиеся дни догорающей жизни употребить на возможное просвещение и исправление болховитян. Проповедник Любви, архимандрит Макарий сам был воплощение любви, духа кротости и смирения. Очень часто в воскресные и праздничные дни брал он с собой какого-нибудь нищего, увечного слепца или дряхлого старца, приводил к себе в келью, сажал на почетное место и угощал его, прислуживая ему без помощи келейника. Свое имущество раздавал он щедрой рукой, нимало не заботясь о завтрашнем дне. Потому-то и остались после него только книги и рукописи. Лишь после кончины архимандрита Макария стал известен еще один его подвиг. Не очень здоровый от рождения, изнурял он свою плоть, не давая ей нежиться на постели. Дня за два до смерти стал он жаловаться на боли в спине, тогда-то и выяснилось, что спал он всю жизнь без подушек и матрацев на голой кровати или на простом диване, где подушку ему заменял жесткий подлокотник. Почти за год до своей кончины о. Макарий на несколько недель собрался в Москву, а в городе, — рассказывает протоиерей Остромысленский, — пронесся слух, что он вовсе уезжает из Болхова и не воротится назад. Надо было видеть, как этот ложный слух поразил граждан, которые, провожая своего настоятеля, кричали: «Не покидай нас, батюшка! Воротись к нам, родимый!». Всего около трех с небольшим лет настоятельствовал о. Макарий в Болховском монастыре, но и за это короткое время он успел оставить по себе благоговейную память у жителей не только Болхова, но и у населения далеких окрестностей. Слава о нем, как необыкновенном вдохновенном проповеднике, великом нравственном учителе и прозорливце, широко разнеслась, и никогда еще богомольцы не стремились в таком множестве в Болховский монастырь, как это было при настоятеле о. Макарии. Именно с Болховским периодом жизни преподобного Макария связаны самые яркие свидетельства случаев его прозорливости и исцеления бесноватых. Возвратившись в Болхов из своей последней поездки в Москву, о. Макарий продолжал по-прежнему проводить дни в беседах с посещавшими его, а ночи – в пересмотре своего перевода Библии и в переписке с разными лицами. Труды во славу Божию, аскетический образ жизни скоро истощили здоровье архимандрита Макария. Реально ощутив близость конца, о. Макарий возымел желание поклониться святыням Иерусалима и там, у Гроба Господня, предать Ему свою душу. Но вместо Иерусалима земного Богу угодно было воззвать его в Иерусалим Небесный. Получив разрешение Св. Синода на путешествие в Палестину, он с радостью готовился к нему. Одна госпожа, духовная дочь о. Макария, 17 мая, сидя днем в другой комнате и задремав от усталости, почувствовала, что какая-то невидимая сила толкнула ее, и когда она открыла глаза, то увидела необыкновенно яркий свет и неподалеку стоящего о. Макария, поднимающегося кверху. Приотворив тихонько дверь , чтобы посмотреть лежит ли он на постели, она, по знаку его, подошла к нему и он приказал братии принести к нему с колокольным звоном икону Тихвинской Божией Матери. Скончался о. Макарий после благоговейного принятия Святых Таин. Когда ежеминутно ждали его кончины, он вдруг быстро поднялся и сказав: «Свет Христов просвещает всех!», — склонил голову, окончив свое земное странствование. С 18 мая 1847 г. жители города Болхова Орловской губернии прощались  с успевшим полюбиться им за три с небольшим года настоятелем Свято-Троицкого Оптина монастыря архимандритом Макарием. Восемь дней гроб с телом почившего, согласно завещанию необитый и неокрашенный, стоял в храме, доступный прощающимся. Похоронили отца Макария в монастырском соборном храме. Могила его и через пятьдесят лет после кончины была посещаема, а почитание его памяти только возрастало. Преподобноисповедник. Память 18 мая. Костр., Сибир. Смолен.

просмотры(421)