Николай (Могилевский)

Митрополит. Родился 27 марта 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии, в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии Верхнее-Днепровского уезда. При Крещении дали ему имя Феодосий, в честь святого мученика Феодосия, празднование памяти которого совершает в этот день Святая Церковь. Когда Феодосию исполнилось 10 лет, он поступил в Екатеринославское Духовное училище, а через 6 лет – в Екатеринославскую духовную семинарию. Феодосий был очень усидчив, прилежен, имел незаурядные способности, благодаря чему он всегда был в числе первых учеников. Закончив семинарию, Феодосий стал перед выбором: жениться ли ему и стать белым священником, или же избрать монашеский путь. До принятия окончательного решения он непродолжительное время служил псаломщиком, а затем, чтобы найти применение полученным знаниям, поступил работать учителем во второклассную церковную школу. И по истечении двух лет служения, в 1902 году, Феодосий отправился к Ниловой пустыни Тверской епархии. Настоятель принял его ласково, обо всем расспросил, а потом сказал: «Ну, вот что я тебе скажу, Феодосий, если через год не передумаешь поступать в монастырь, то приходи. И если я еще буду жив, приму тебя. А сейчас иди, учи своих детишек». И благословил его. Феодосий был несказанно рад, получив  такое благословение, и, поклонившись в ноги настоятелю, поблагодарил его за отеческую беседу. Через год он отправился к месту своего нового служения в Нилову пустынь, унося в сердце своем большую благодарность к провожавшему его народу. Было это в 1903 году. В Ниловой пустыни Феодосий был зачислен в число послушников и 6 декабря 1904 года в канун праздника Святителя Христова Николая, над Феодосием был совершен монашеский постриг. Он был наречен именем Николай. 27 мая 1905 года, в день памяти преподобного Нила Столобенского в монастырском храме монах Николай был рукоположен архиепископом Тверским Высокопреосвященным Николаем (Налимов) в сан иеродиакона, а 9 октября того же года, в Твери, епископом Старицким Александром (Головиным), викарием Тверской епархии, была совершена его хиротония во иеромонаха. В сане иеромонаха о. Николай нес послушание благочинного Ниловой пустыни. В 1907 году он поступил Московскую Духовную академию. Проучившись 4 года под покровом преподобного Сергия Радонежского, в 1911 году о. Николай успешно закончил академию и получил степень кандидата богословия. В бытность свою в академии, о. Николай по благословению ректора академии, преосвященного епископа Феодора (Поздеевского), исполнял обязанности благочинного академического духовенства. С 1911 по 19112 год занимал должность помощника инспектора академии. В 1912 году о. Николай был назначен инспектором Полтавской духовной семинарии, в 1913 году переведен на ту же должность в Черниговскую Духовную семинарию. В 1915 году о. Николай возведен в сан игумена, а 10 октября 1916 года назначен настоятелем Княже-Владимирского монастыря в г. Иркутске с возведением в сан архимандрита, а также заведующим Иркутской учительской миссионерской школой. 12 июня 1917 года по выбору учебной корпорации назначен ректором Черниговской семинарии. Кроме того, архимандрит Николай был назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. В 1918 году был созван Всеукраинский Церковный Собор, который проходил в Киеве. Архимандрит Николай, как представитель духовно-учебных заведений, принимал участие в деятельности Собора. 20 октября 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Черниговский и Нежинский Пахомий (Кедров) и епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, Иоанн (Доброславин). С 1920 года владыка Николай назначен епископом Сосницким, викарием этой же епархии. С 6 августа 1923 года владыка Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. С 19 октября 1923 года управлял Тульской епархией и Одоевской. Владыка Николай занял непримиримую позицию по отношению к обновленцам, обличая их с церковной кафедры и объясняя своей пастве гибельность этого пути. В 1924 году владыка приехал в Москву, где вместе с группой епископов, в числе которых был архиепископ Феодор (Поздеевский), подвергся аресту органами ГПУ и был посажен в Бутырскую тюрьму. Просидев там две недели, владыка был освобожден. 8 мая 1925 года владыка Николай был вновь арестован. Проведя в заключении более двух лет, и освободившись 16 сентября 1927 года, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. В Орле владыка служил пять лет, до следующего своего ареста, который произошел 27 июля 1932 года. Некоторое время, предшествующее аресту, по причине трудности жизни и служения в Орле, владыка, как указано о том в уголовном деле, пребывал на покое. Вместе с ним было арестовано и походило по делу еще 128 человек. Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года епископ Николай был осужден на 5 лет лишения свободы. Через четыре месяца после вынесения приговора владыку из Воронежа отправили в Мордовию в г. Темников, оттуда в Чувашию в г. Алатырь и, наконец, в Саров. В этом лагере было много лиц духовного звания. В 1937 году епископ Николай был освобожден из лагеря. В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа. Весть о начале Великой Отечественной войны застала владыку в преддверии совершения им Божественной Литургии. 27 июня 1941 года владыка был арестован и помещен в тюрьму г. Саратова, где проводилось следствие. Постановлением Особого Совещания при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР было определено Могилевского Феодосия (Николая) Никифоровича, как социально-опасный элемент, сослать в Казахскую ССР сроком на пять лет, считая срок с 27 июня 1941 года. Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев владыка Николай был направлен в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области. Там владыка пытался устроиться на работу, но его нигде не брали, — он выглядел старше своих лет. Он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть с голоду. Так, до глубокой осени 1942 года владыка продолжал влачить свое нищенское существование. 8 сентября 1943 года состоялся Архиерейский Собор, на котором главой Русской Православной Церкви был избран Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский). Эти события повлияли и на духовную жизнь далекого Челкара. Жители Челкара стали хлопотать о построении молитвенного дома. А пока владыка Николай имел возможность служить в доме одной бедной женщины, потерявшей на войне мужа и двоих сыновей. После стольких лет гонений, горя и нужды владыка снова приступил к пастырскому служению, как простой священник, иерейским чином совершал Литургии и Всенощные Бдения, крестил, венчал, отпевал усопших и убиенных на фронтах воинов. Постановлением особого совещания при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР от 19 мая 1945 года владыка Николай был досрочно освобожден. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский). Владыка Николай прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 года в день празднования иконы Божией Матери, именуемой Иверская. В то время владыке шел уже 70-й год. В феврале 1955 года по случаю 35-летия пребывания архиепископа Николая во епископстве он был награжден саном митрополита. В четверг 11 августа 1955 года, вечером, у владыки открылось тяжелое сердечное заболевание. 14 августа в 4 часа утра случился первый тяжелый сердечный приступ, длившийся три часа. Молитвенное настроение не покидало владыку во все дни его болезни. 31 августа над владыкой было совершено таинство Елеосвящения, в котором принимали участие семь священников, представители всех городских церквей во главе с архимандритом Исаакием (Виноградовым). Во вторник утром 25 октября он нашел в себе силы несколько раз перекреститься при чтении у его одра акафиста святой великомученице Варваре. В 5-м часу дня 25 октября окружающие заметили приближение конца. Стали читать отходную, дали в руки владыке зажженную свечу, и с последними словами канона на исход души, святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох. Это было в 16 часов 45 минут, когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери. По подсчетам сотрудников милиции за гробом следовало 40 тысяч человек. У могилы отслужили литию, и преосвященный Ермоген предал земле тело почившего святителя. Когда все было совершено, все присутствующие пропели тропарь Благой Вратарнице, двери райские верным отверзающей. Исповедник. Память 12 октября. Новомуч., Брян.

просмотры(133)