Серафим (Чичагов)

Митрополит. Родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. При Крещении получил святое имя Леонид. Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии. Следуя благословению своей семьи, отрок Леонид после нескольких лет учебы в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии, в 1870 году поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. Окончив по I разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, 4 августа 1875 года, Леонид Чичагов был произведен по экзамену в подпоручики и в сентябре того же года направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады. Начавшаяся в 1876 году и сопровождавшаяся общеславянским патриотическим энтузиазмом русско-турецкая война уже летом 1876 года привела гвардейского поручика Л.М. Чичагова в состав действующей армии на Балканах. Промысл Божий, уберегший поручика Л. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя, который с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с благословения святого Кронштадского пастыря. Важным событием, ознаменовавшим дальнейшее духовное становление 23-летнего Л.М. Чичагова стал заключенный им 8 апреля 1879 года брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой. Приняв на себя 31 октября 1881 года обязанности ктитора Сергиевского всей Артиллерии Собора в селе Клементьеве при Троице-Сергиевой Лавре, штабс-капитан Л.М. Чичагов употребил большие усилия не только на материальное обустройство этого храма, но и на развитие активной духовно-просветительской деятельности в этом большом военном приходе. Промысл Божий неуклонно подводил Л.М. Чичагова к решению о принятии священного сана. Благословивший Л.М. Чичагова на этот шаг святой праведный Иоанн Кронштадский, понимая всю сложность грядущей жизненной перемены для семьи Чичаговых, счел необходимым лично побеседовать с его супругой и убедить ее не противиться воле Божией. Глубокая любовь к ней ее мужа помогли Н.Н. Чичаговой преодолеть свои сомнения, и она согласилась разделить с супругом бремя его нового служения. 15 апреля 1890 года Высочайшим приказом Л.М. Чичагов был уволен  в отставку в чине гвардии капитана и менее чем через год, уже находясь в отставке, был произведен в полковники. После выхода в отставку, семья Л.М. Чичагова переехала в 1891 году в Москву. Именно здесь 26 февраля 1893 года, в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов, Л.М. Чичагов был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через два дня, 28 февраля в ой же церкви при значительном стечении молящихся. Весна 1898 года стала временем принятия отцом Леонидом окончательного решения о своей будущей судьбе. Оставив своих уже несколько повзрослевших после кончины их матери 4 дочерей на попечение доверенных лиц, призванных следить за получение ими дальнейшего образования и воспитания, отце Леонид летом 1898 года зачислен в число братии Св. Троице-Сергиевой лавры. Особое значение для новопостриженного иеромонаха имело наречение ему при пострижении в мантию 14 августа 1898 года имени Серафим. В 1899 году в судьбе иеромонаха Серафима произошла перемена. Указом Св. Синода 14 августа 1899 года он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита. Архимандрит Серафим находил время и силы не только успешно нести свое настоятельское служение, но и продолжать ставшую одним из главных дел его жизни подготовку канонизации великого подвижника земли Русской преподобного Серафима Саровского. В 1902 году усилиями архимандрита Серафима была переиздана, впервые вышедшая в 1896 году, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Сознавая, что не только всемогущий обер-прокурор Синода П. Победоносцев, но и некоторые архиереи являлись категорическим противниками канонизации преподобного, архимандрит Серафим решил обратиться с просьбой поставить вопрос о канонизации в Св. Синоде непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся в соответствии с Основными Законами Российской Империи «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры». П. Победоносцеву, вскоре вызванному на прием к Государю, было объявлено о необходимости незамедлительно поставить вопрос об организации открытия мощей преподобного Серафима Саровского на заседании Св. Синода. 29 ноября 1902 года, во исполнение Высочайшего повеления, возлагавшего на архимандрита Серафима «заведование всеми подготовительными мерами по возведению помещений для приюта той массы богомольцев которая, по всем вероятиям нахлынет к месту прославления отца Серафима», ему пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с канонизацией преподобного. 29 января 1903 года старец Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. 14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Однако Промыслом Божиим отцу Серафиму уготовано было новое церковное служение. 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении епископов Трифона (Туркестанова) и Серафима (Голубятникова) была совершена хиротония другого будущего священномученика архимандрита Серафима в епископа Сухумского. 6 февраля 1906 года святитель Серафим был направлен на Орловскую кафедру, где ему предстояло проявить себя в качестве ревностного устроителя епархиальной жизни. Ко времени прибытия святителя Серафима в Орел положение дел в области епархиального управления и духовного образования в этой эпархи требовало значительного улучшения. В одном из своих писем, написанных вскоре после прибытия в Орловскую епархию, святитель Серафим дал следующую весьма красноречивую характеристику проблем, с которыми ему пришлось встретиться на новом месте служения: «Я нашел в Орле столько дел, что вот скоро 2 месяца, работая день и ночь, не могу сладить с путаными следствиями, бесчисленными ставленниками и проч. С бумагами не кончаю раньше 3-4 часов утра ежедневно. Служу 3-4 раза в неделю по будням… Но я бы хотел очень остаться здесь надолго и добиться переустройства епархии». Уже в 1906 году святитель Серафим организовал в храмах своей епархии приходские советы, в обязанности которых наряду с обеспечением условий для нормального развития пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни приходов должно было входить разрешение всей совокупности духовно-просветительских и социально-благотворительных задач, стоявших перед приходами, и прежде всего – создание больниц, библиотек, школ и других образовательных учреждений. Последствия этой активной деятельности святителя Серафима не замедлили проявиться в жизни епархии, и вскоре после своего назначения на Орловскую кафедру, в одном из своих писем он с удовлетворением отмечал:  «С 1-го февраля, со дня моего приезда в Орел, я еще не спал ни одной ночи как следует. Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни. Последствия прекрасные. Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой». Свидетельством все возраставшего авторитета святителя Серафима в качестве епархиального владыки стало назначение его в 1907 году присутствующим членом Св. Синода. Однако надеждам святителя Серафима на то, что его многолетнее пребывание в полюбившейся ему Орловской епархии позволит ему осуществить его замыслы, не суждено было сбыться. 16 сентября 1908 года был принят указ о его назначении на Кишиневскую кафедру. С глубокой душевной болью покинув Орловскую кафедру, святитель Серафим 28 октября 1908 года прибыл в Кишиневскую епархию, состояние которой превзошло самые худшие ожидания владыки. Тяжелым испытанием для владыки Серафима вскоре после переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года св. праведного отца Иоанна Кронштадского, все эти годы продолжавшего оставаться духовным отцом святителя. Лишь позднее, весной 1909 года владыке Серафиму довелось «поклониться могиле… дорогого батюшки отца Иоанна», который с этого времени, подобно св. преподобному Серафиму Саровскому, стал оказывать Небесное покровительство своему духовному чаду. В 1912 году Тверская епархия приняла к себе на архипастырское служение святителя Серафима, в духовной жизни которого тверские святыни имели особое значение, и который определением Св. Синода был назначен архиепископом Тверским и Кашинским. Однако усилением в России революционной смуты осенью 1917 года и захват власти в Петрограде большевиками возымели пагубные последствия и для развития событий в Тверской епархии. 28 декабря 1917 года вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Серафима из Тверской губернии. 24 июня 1921 года святителю Серафиму был вынесен первый приговор, принятый на проходившем без присутствия святителя заседании судебной тройки ВЧК и постановивший «заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года». Впрочем, находившийся под секретным наблюдением ВЧК владыка Серафим продолжал оставаться на свободе, и был неожиданно для себя арестован лишь 21 сентября 1921 года и помещен в Таганскую тюрьму. Просьба дочерей владыки Наталии и Екатерины Чичаговых к председателю ВЦИК Калинину о его освобождении в связи со старческим возрастом и болезненным состоянием здоровья вызвали резолюцию председателя ВЦИК о целесообразности оставить святителя в московской тюрьме «приблизительно на полгодика». 16 января 1922 года, по постановлению президиума ВЧК, уже тяжело заболевший святитель покинул Таганскую тюрьму. 22 апреля 1922 года в 6 отделении СО ВЧК было подготовлено очередное заключение по так и не прекращенному «делу» митрополита Серафима. «… задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 года». На основании этого заключения судебная коллегия ГПУ 25 апреля приговорила владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область. Прибытие в Архангельск в мае 1922 года оказалось чревато для святителя необходимостью вновь проходить через допросы, связанные на этот раз с беспрецедентной кампанией властей против православного духовенства по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Будучи прикованным к больничной койке в результате обострившейся во время этапирования в Архангельск болезни, владыка Серафим вынужден был давать письменные показания, которые, конечно же, не могли устроить следователей ГПУ. Проведя около года в архангельской ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву, которая в связи с пребыванием под арестом Св. Патриарха Тихона и временным захватом обновленцами высшего церковного управления переживала период внутрицерковной смуты. Владыка Серафим временно отошел от активной церковной деятельности, поддерживая молитвенно-евхаристическое общение с духовенством и братией Свято-Данилова монастыря, в котором служил духовник святителя архимандрит Георгий (Лавров) и в котором пребывал архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), чья церковная позиция была в это время наиболее близка святителю Серафиму. 16 апреля 1924 года владыка вновь был арестован ГПУ, вменявшим ему на этот раз в вину организацию прославления Серафима Саровского в 1903 году. Следствие над святителем Серафимом, оказавшимся в Бутырской тюрьме, продолжалось уже около месяца, когда в мае 1924 года Св. Патриарх Тихон подал в ГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего владыки, в котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной власти. Сначала проигнорированное Тучковым, это ходатайство через два месяца все же способствовало освобождению святителя Серафима, которому, тем не менее, по требованию властей вскоре пришлось покинуть Москву. Серафим вместе с дочерью Натальей (в монашестве Серафима) был принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Феодоровский монастырь, находившийся около Шуи. В конце 1927 года владык Серафим навсегда покинул давшую ему гостеприимное прибежище обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. И весьма показательно, что митрополичья кафедра, на которую был назначен в 1928 году владыка Серафим, находилась в Ленинградской епархии. В 1933 году, отдавший все силы Ленинградской епархии, 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея. Телесные немощи владыки и все возраставшая к нему ненависть государственной власти в Ленинграде, делавшая весьма вероятным скорый арест святителя, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод 14 октября 1933 года издать указ об увольнении владыки на покой. Отслужив 24 октября в храме своей юности – Спасо-Преображенском соборе – Божественную Литургию, святитель Серафим навсегда покинул свой родной город. Промысел Божий вновь давал своему верному служителю несколько лет покоя, чтобы святитель Серафим мог подготовиться к своему последнему, самому главному церковному служению – мученической смерти за Христа. В 1934 году святитель Серафим нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности перевезти его в арестантской машине, в машине «скорой помощи». Несколько недель физически беспомощный, умиравший старец, с величием христианского первомученика противостоял новым гонителям Церкви, так и не признав ни одного из навязываемых ему обвинений. 7 декабря 1937 года Тройкой НКВД по Московской области митрополит Серафим был приговорен к расстрелу. 11 декабря 1937 года, с последней группой приговоренных, был расстрелян и Священномученик Серафим. Незадолго до своей кончины духовный отец святителя Серафима, святой праведный Иоанн Кронштадский, в последний раз благословляя своего духовного сына, произнес слово, предопределившее все дальнейшее мученическое служение владыки Серафима. «Я могу спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать дело мое, будете бороться за православие, на что я вас благословляю». Священномученик. Память 15 ноября. Моск., Новомуч., Бут., Петерб., Брян.

просмотры(225)