Василиск (Гаврилов) Туровский, Сибирский

Монах. Родился Всилиск, в миру Василий, в середине XVIII века в деревне Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители, Гавриил и Стефанида, относились к так называемым экономическим крестьянам и пользовались некоторой свободой. Вскоре Стефанида умерла, и Гавриил остался с тремя малолетними детьми. По необходимости иметь в доме хозяйку, он женился второй раз. Мачеха берегла детей, как своих родных. Но семья была так бедна, что у них и соли не бывало достаточно. К отцу подходила старость, а с нею и невозможность трудиться. Пришлось Гавриилу кормиться подаяниями Христа ради. Старшего сына отдал он в люди на прокормление, а средний и младший Василий пошли по миру. По робости и кротости своей Василий просить не мог, а только смотрел на проходящих и одним терпеливым взором выражал свою просьбу. Если случалось, что подавали ему копейку, за подавшего мысленно молил Бога. Тогда же в детстве начал он размышлять о небе, об ангелах, о Боге. И Господь не оставил Василия, указав ему путь к цели, но произошло это не сразу. Зная от родителей, что все святые послужили Богу в кротости и послушании, начал и он перед всеми смиряться и терпеливо переносить огорчения. Когда Василий подрос, отец отдал его в пастушки. В простоте сердца призывая на помощь имя Божие, он несколько лет пас стадо без всякого труда. Достигнув совершенного возраста Василий стал ходить по разным монастырям, отыскивая опытных подвижников. Промысл Божий привел его к двум пустынникам, жившим в Чувашии: книжному Павлу и безграмотному Иоанну. На их опыте уразумел Василий цену смирения, увидел гибельность своеволия, узнал о множестве опасностей, подстерегающих подвижника. Один из странствующих братий рассказал Василию, что в Брянских лесах живет в пустыне с учениками иеромонах Адриан – старец великой жизни, многомудрый и простой. Василий отправился в Брянские леса, желая предать себя в повиновение опытному старцу. И, действительно, жизнь при старце Адриане стала для него новой ступенью иночества. Предав себя в послушание старцу Адриану, Василий преуспевал в постнических трудах и скоро, как лоза привитая, давшая ко времени плод, пострижен был старцем в мантию с именем Василиск. При постриге молодой монах дал обет всю жизнь подвизаться в пустынных и уединенных местах, однако старец Адриан не спешил отпускать его. Василиск, скорбя, что пока нет ему пути к безмолвному уединению, но не смея ослушаться, остался ждать Божьего произволения. Когда же отец Адриан был вызван митрополитом Петербургским Гавриилом для обновления Коневской обители, все его ученики последовали за ним, а отец Василиск остался один. Так жил смиренный монах Василиск, посвящая каждый день и час Богу. Примерно в это время встретил он своего будущего сомолитвенника и духовного брата – о. Зосиму Верховского, который именовался тогда Захария, как нарекли его при Крещении. По совету старца Василиска Захария послушно отправился в Коневский монастырь, где настоятельствовал отец Адриан, и принял постриг с именем Зосима. Увидев после долгой разлуки пришедших к нему отца Адриана и отца Зосиму, старец много радовался и отцу духовному, и юному другу сердца своего. После многих духовных и откровенных бесед отец Адриан начал убеждать отца Василиска переселиться в Коневец, о. Василиск с признательностью благодарил отца Адриана, но кротко и смиренно отказывался от приглашения, говоря, что он и здесь имеет все необходимое и что жаль ему расстаться со своим пустынным убежищем. Тогда о. Адриан сказал ему следующие слова: «Из писаний и преданий святых отцов видно, что всего полезнее жить близ отца своего духовного и зависеть от него. Итак, если не послушаешь меня, то отныне ты не сын мне духовный и будешь связан от меня, как преслушавший волю своего отца». Услышав сие, о. Василиск залился слезами, припал к ногам о. Адриана, прося прощения, и дал слово ехать с ними. С этой минуты о. Зосима положил в сердце своем твердое намерение, чтобы с помощью Божией до своей смерти или до кончины отца Василиска не разлучаться с ним и быть в совершенном к нему повиновении. Постепенно коневские пустынники сделались весьма известны, и Коневский остров стал наполняться посетителями и усердными жертвователями, но так была им тяжела слава человеческая, что они непременно решились удалиться и обратились с убедительным прошением к о. Адриану, чтобы он отпустил их на Афонску гору, или в молдавские пустынные пределы, или на какой-либо необитаемый морской остров. Но отец Адриан никак не соглашался И от любви к нему, и от страха преслушать отца и начальника своего, остались они ожидать воли Божией. Так прожили они десять лет. Их духовный отец Адриан пожелал принять великий образ схимы и переехал в Москву в Симонов монастырь. На прощание преподал он своим духовным чадам благословение и советовал отправиться в Сибирские пределы, но о. Василиску с о. Зосимой более желалось на Афон. Трижды пытались они отправиться туда, но тщетно – не допустил их Господь там побывать. Опытно познав, что воля Божия для них не на Святой Горе подвизаться, собрались они отправиться в Сибирь, но по слабости человеческой, устрашились разговоров о сибирских морозах и пошли сначала в Малороссию. Но и здесь пробыли недолго, и приехали в Астрахань. Тут только осознали они, что Промысл Божий своими путями ведет их к месту будущих трудов. Не стали более противиться Божией воле и отправились в Сибирь. Владыка Варлаам, Тобольский преосвященный, принял их радушно, предложил помещение в Иоанновском монастыре и достаточное содержание. По наступлении весны он дал о. Василиску и о. Зосиме письменное дозволение жить в его епархии там, где изберут себе место. А губернатор от себя снабдил их билетом, чтобы им по всей Тобольской епархии пользоваться свободным проездом и, где необходимо, иметь проводников. С таким напутствием обошли и объехали они множество разных пустынных мест. Желая уединенно и безмолвно жить, пустынники нашли себе удобное место, где с помощью благодетелей построили две кельи. И, неразлучные душою, сердцем и умом, разлучились они кельями ради большего безмолвия. Это было в 1799 году. Прожили они здесь двадцать четыре года. Для исповеди и Святого Причащения приезжал к ним священник со Святыми Дарами, так как старец по немощи не мог уже во время говения добираться до церкви. Некая мещанка города Кузнецка, Анисья Котохова, пожелала начать иноческую жизнь. Поблизости монастырей не было, а в Россию ехать далеко, и решила она прибегнуть к духовному руководству пустынников. Получив их согласие и доверив им свою волю, она поселилась в деревеньке на берегу реки Томи, чтобы наставники ее могли водным путем добираться к ней; селиться же в лесу ей не было благословения. Как предсказал старец, проситься к ней в сомолитвенницы стали и другие девицы. Появилась мысль выстроить особый дом для всех собравшихся на иноческий подвиг. Теперь старец Василиск стал чаще бывать здесь, окормляя и наставляя женщин с иноческой жизни; иногда посылал он к ним и о. Зосиму. Тоболский архиерей благосклонно выслушал просьбу, с которой явился к нему монах Зосима, и согласился отдать под их нужды заштатный, опустевший монастырь в городе  Туринске. Все члены Св. Синода без колебаний согласились на преобразование монастыря в женский. Вскоре, а это был 1822 год, состоялся переезд сестер в Свято-Николаевский монастырь. Старцу Василиску срубили келейку в восьми верстах от обители. Трогательным было последнее прощание двух великих пустынников и духовных о. Господе друзей, плакавших, но и радовавшихся духом, что терпели они скорби разлуку ради Христа. Чувствовали они, что расстаются уже до вечности. После отъезди о. Зосимы старец Василиск, все  более нуждаясь в уходе, насовсем переселился в монастырь – ему сделали келью-землянку на территории обители. Недолго прожил он здесь в здравии. Подступили к нему старческие немощи и уже не отпускали до самой смерти, но до последнего мгновения не терял он бодрости духа и упования на милость Божию. Накануне своей кончины он исповедался, соборовался и причастился Святых Таин. Ранним воскресным утром 29 декабря 1824 года отошел он к Богу. Преподобный. Память 29 декабря. Сиб., Брян.

просмотры(186)